Дата публикации: 22 июня 2020
ПРИЕМ 2020: Институт образования БФУ им. И. Канта дает широкие возможности для неслучайных людей
Институт образования БФУ им. И. Канта представляет сегодня всю линейку образовательных программ и практически на всех из них сохраняется достаточно большое количество бюджетных мест.

Институт образования БФУ им. И. Канта представляет сегодня всю линейку образовательных программ и практически на всех из них сохраняется достаточно большое количество бюджетных мест: 165 на программы бакалавриата, 63 на программы магистратуры и 13 в аспирантуру.  Эта цифра остается неизменной в течение трех лет. До этого количество бюджетных мест на педагогических направлениях колебалось в районе 40-50.

«В последние несколько лет педагогика относится к одному из приоритетных направлений, на которое выделяется большее количество бюджетных мест. Это связано с демографическим ростом и со значительным увеличением детей как дошкольного, так и школьного возраста. В Калининградской области сохраняется нехватка педагогов и, прежде всего, учителей начального образования, русского языка, математики, информатики, английского языка, технологии, педагогов дошкольного образования, логопедов, педагогов-психологов, - говорит директор института Анна Бударина. - и у нас совместно с региональным министерством образования есть четкое понимание того, какие специалисты наиболее востребованы». 
При этом постоянно растут требования к абитуриентам. Увеличение бюджетных мест привело не снижению, а к увеличению среднего проходного балла. За последние три года он повысился на 8-12 баллов. Это говорит о том, что в институт образования поступают очень мотивированные и подготовленные люди. И это крайне важно, потому что в образовании, в педагогике не должно быть случайных людей. Ведь учитель во многом определяет развитие ребенка, закладывает основы его будущего, формирует мировоззрение.


Цифровая педагогика

Если говорить об образовательных программах института, то Анна Бударина советует обратить внимание на программы двухпрофильного бакалавриата, по которым есть возможность за 5 лет обучения в вузе стать конкурентоспособным специалистом на рынке труда с одинаково высоким набором компетенций сразу в двух различных сферах образовательной деятельности. Например, программа «Математика. Информатика», набор на которую проходит уже второй год. Представлено 20 бюджетных мест. Обучающиеся по этой программе студенты приобретают компетенции цифровой педагогики, цифрового образования, инновационной деятельности и другие важные, а зачастую просто необходимые в современном мире навыки.

В этом году с целью подготовки востребованных педагогов были добавлены такие программы двухпрофильного бакалавриата, как «Начальное образование. Инклюзивное образование» и «Дошкольное образование. Логопедическая деятельность». Это сделано потому, что в регионе ощущается нехватка специалистов в области специальной педагогики и, в частности, дефектологов. Программа ориентирована на подготовку педагогов к деятельности, требующей фундаментальной профессиональной подготовки в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования.

Специалисты для кванториумов и технопарков

Большой интерес для абитуриентов представляет международная сетевая магистерская программа «STEAM-практики в образовании», которая реализуется в рамках проекта «ERASMUS+» в кооперации с ведущими мировыми вузами в области инновационных образовательных практик. Речь идет об университетах Хельсинки (Финляндия), Лимерика (Ирландия), Линчёпинга (Швеция). Также в этой сети Южный федеральный университет и три вуза Руспублики Казахстан.

«По этой программе мы готовим проектировщиков и разработчиков высокотехнологичных способов реализации педагогической деятельности и создания образовательных пространств, - продолжает Анна Бударина. - То есть мы выпускаем специалистов на стыке технических наук и творческой деятельности, которые смогут работать в инновационных образовательных парках, организовывать образовательные пространства в Кванториумах, управлять проектной деятельностью в школьных технопарках и технополисах, студиях, STEAM-образования. Эти навыки просто необходимы учителю будущего. Под эту программу (на неё, кстати, выделено 12 бюджетных мест) реализуется проект, который предусматривает создание в университете комплекса современных мультимедийных образовательных пространств по типу «Скрипториум».
Создатели компьютерных игр

Весьма любопытны программы по межкультурной коммуникации и иностранным языкам. На уровне бакалавриата - это программы по изучению английского, китайского и - по выбору - немецкого, французского и испанского языков.  По этим программам готовят квалифицированных специалистов, способных успешно преподавать два иностранных языка на всех ступенях дошкольного, школьного и дополнительного образования. Выпускники программы смогут обладать широким общенаучным кругозором, глубокими педагогическими и лингвистическими знаниями, готовностью к инновационной творческой самореализации в образовательной сфере.  Магистратура также представлена программами в области межкультурной коммуникации и, в частности, программой «Мультикультурные компьютерные игры в цифровом образовании».

Она призвана готовить разработчиков компьютерных игр и создавалась при поддержке Университета Уппсала (Швеция). Поэтому студенты вуза-партнера могут проходить практику в Ресурсных центрах института - в гимназиях №32 и №40, а преподаватели и магистранты института – участвовать в образовательных мероприятиях в Уппсале.

«Все наши программы обладают большим потенциалом для студента. Потому что с теми компетенциями, которые они у нас приобретают, со знанием педагогики, психологии и иностранных языков они могут профессионально реализоваться в самых разных сферах и отраслях», - уверена Анна Бударина.

 Традиционно программы по психологии - одни из самых востребованных. На уровне бакалавриата - это «Практическая психология» (11 бюджетных мест), а на уровне магистратуры - «Психология управления» (8 бюджетных мест).  Если говорить об аспирантуре, то здесь представлено 3 программы по образованию и педагогическим наукам и программа «Педагогическая психология».
Созданы все условия для тех, кто хочет обучаться на программах фундаментальной подготовки психологов-исследователей, научно-педагогических кадров, педагогов-исследователей, обладающих компетенциями в области психологии человека и педагогической психологии, методологии исследований по общей педагогике, теории и методике профессионального образования.

Волонтеры спешат на помощь

Большим испытанием для региональной системы образования стала пандемия коронавируса, во время которой учебным заведениям пришлось перейти на «дистанционку». И в этой ситуации самым положительным образом проявили себя студенты института, которые выполнили около двухсот заявок министерства образования. Ребята, работая дистанционно (с помощью Skype, Zoom, Webex), проводили с детьми дополнительные занятия, помогали делать домашнее задания, оказывали психологическую поддержу, словом, осуществляли полновестное психолого-педагогическое сопровождение программ обучения школьников во внеурочное время в поддержку и сопровождение деятельности учителя. Студенты вуза оказались очень востребованы в этой ситуации, что позволило им хорошо «прокачать» свои компетенции.

  «Большое преимущество образовательных программ института заключается в том, что у нас педагогическая практика проходит не течение месяца после четырех-пяти лет обучения, как в некоторых вузах, а начиная уже с первого курса. То есть система обучения предельно практикоориентированная», - поясняет Анна Бударина.

По её словам, ситуация с коронавирусом показала, что компетенции студентов, которые раньше считались не главными, факультативными, приобрели важное значение, вышли на передний план. Разумеется, дистанционное обучение никогда в полной мере не сможет заменить традиционное, но тот опыт, те наработки, которые были приобретены студентами и преподавателями за последние два-три месяца, безусловно, будут использованы и развиты.

Ведь Институт образования не только для тех, кто хочет посвятить себя педагогике. Он для тех неслучайных людей, которые хотят быть полезным людям, обществу, стране. И добиться этого выпускнику вуза несложно, поскольку он обладает очень широким спектром компетенций - от навыков в области межкультурного взаимодействия до управления крупными коллективами.

Возврат к списку