КГЭУ
Дата публикации: 15 октября 2020
МАРИНА КАЛАЙДА: ПРИРОДА – ЭТО БЕСКОНЕЧНЫЙ БАЛАНС
О том, как вредят озеру Харовое «кормители» уточек, почему пробы на наличие кислорода в воде надо брать в четыре утра и когда солнечный свет становится ядом для обитателей водоемов, рассказала журналисту пресс-службы Казанского энергоуниверситета заведующая кафедрой «Водные биоресурсы и аквакультура» Марина Калайда.

Семь лет назад казанцы отстояли озеро Харовое, на месте которого планировалось построить парковку. А в 2015 году, благодаря решению президента РТ Рустама Минниханова, вокруг водоема появился экопарк, ставший излюбленным местом прогулок жителей микрорайона, студентов и сотрудников КГЭУ. Марина Львовна,

вы участвовали в разработке проекта экопарка в качестве эксперта. Почему было так важно спасти этот уголок природы?
Водоем, который все называют озером Харовым, на самом деле является остатком водно-болотной системы реки Казанки. Харовым водоем назвали потому, что думали, что в нем обитает редкий краснокнижный вид – хара. На самом деле, предположение это ошибочно. Там достаточно большое количество роголистника – другого вида зеленых растений, который и принимали за хару. В любом случае, остаток водно-болотной системы Казанки очень интересен с позиций гидробиологических исследований водоемов. К тому же он имеет очень большое социальное значение, поскольку позволил сохранить кусочек нетронутой природы среди многоэтажных домов. Озеро Харовое уникально еще и тем, что это место обитания пролетных птиц. Например, мы показывали студентам варакушку – необычайно красивую певчую птицу с синей грудкой, которую я раньше встречала только на островах Волги.

Когда ваша кафедра взяла озеро под патронаж и в чем это выражается?

В 2015 году, когда по поручению президента Татарстана вокруг водоема был создан экопарк, он стал объектом научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей кафедры. Озеро Харовое является также базой для учебной летней практики по гидробиологии для студентов. Мы изучаем гидробиоценоз, смотрим состав, структуру зоопланктонного и бентосного сообщества. Дело в том, что четыре года назад в озере случился замор рыб, который был связан с так называемым «цветением» воды – появлением цианобактерий. Таким образом, Харовое является для нас модельным водоемом для изучения процессов, которые идут в нем в рамках изменения климата. Ведь синезеленые водоросли - цианобактерии, которые сейчас стали опасны для водоемов, существовали в нашей полосе всегда. Они появляются, когда температура воды становится больше 25 градусов. Но раньше они не были в такой степени токсичными. Усиление токсичности связано с тем, что в нашей полосе в летнее время стало больше солнечных дней. Нас, конечно, радует безоблачное небо, но солнечные лучи способствуют выделению токсинов цианобактериями. Силами нашей кафедры выполняются работы по изучению гидробиоценоза озера. Например, в прошлом году была защищена магистерская диссертация «Зообентос озера Харовое». В этом году наш четверокурсник выполняет дипломную работу «Гидробиоценоз озера Харовое».
Постоянно отбираются пробы воды, исследуются процессы динамики гидробионтов. Студенты изучают численность, биомассу, смену видов живых организмов в этом водоеме, рассчитывают продукционные характеристики. Мы контролируем гидрохимические параметры – содержание кислорода, кислотность. То есть, изучаем абиотические факторы, которые определяют возможность существования в этой среде обитания тех или иных объектов. Все эти исследования проводятся на нашей кафедре в рамках таких учебных дисциплин, как «гидробиология» и «методы сбора гидробиологических материалов». Ведь чтобы правильно оценить процессы, которые происходят в водоеме, надо научиться отбирать пробы для исследования, работать с приборами. Гидрохимические пробы, пробы зоопланктона, фитопланктона, бентоса – это разные компоненты гидробиоценоза. Каждый тип отбора требует обучения. И нашим студентам очень повезло, что рядом с энергоуниверситетом есть природный водоем, в котором они могут поплавать на нашей надувной лодке и на практике научиться работать с конкретными орудиями сбора материалов.

И какой вывод можно сделать после всех этих исследований? Состояние озера улучшается или ухудшается?
Вопрос замечательный, но я бы его назвала чисто обывательским. Потому что человеку всегда хочется абсолютно положительной линии тренда. А на самом деле, любой процесс в природе динамичен. Любой показатель всегда изменяется и определяется объективными характеристиками, в том числе сезонностью и временем суток. Например, содержание кислорода в водоеме минимально в 4 часа утра, потому что в сумерках растения максимально потребляют кислород. Но когда в водоемах случаются заморные явления, и гибнет рыба, представители экологических служб приезжают брать пробы воды на содержание кислорода в рабочее время – то есть после 9-ти утра. А в это время заморные явления уже не наблюдаются.

Вы говорили о том, что в озере Харовое тоже происходят заморные явления. Может быть, пора запустить туда побольше рыбы, чтобы восстановить баланс?

В свое время энтузиасты уже сделали это, и сейчас водоем перегружен биомассой, потому что рыбного населения для такого количества воды уже с избытком. Это не голословное утверждение. Оно основано на оценке продукционных характеристик озера Харового, изучением которых наша кафедра занимается не первый год. Да, заморные явления бывают при определенных температурных значениях и резком снижении уровня кислорода в воде. И когда рыба гибнет, нам с вами всегда кажется, что это трагедия. Но на самом деле – это закономерный процесс: избыточная биомасса должна быть выведена из водоема. Конечно, люди переживают за рыбу, но они тоже виноваты в том, что она гибнет. Им очень нравится кормить уток – бросать в воду хлеб. А ведь этот самый хлеб – не что иное, как избыточная органика, которая вступает в круговорот органических веществ в водоеме: забирает на свое окисление кислород, и рыба остается в заморных условиях. То есть, чем больше люди кидают хлеба в озеро, тем больше погибнет рыбы. В природе все закономерно, поэтому нам с вами надо учиться просто наблюдать, неактивно вмешиваясь в процесс формирования природной среды. С позиций природы, нет хороших и плохих явлений. Например, человек – потребитель кислорода, а есть обитатели, которые могут жить только в бескислородной среде. Когда нам с вами хорошо, то им плохо, и наоборот. Природа – это бесконечный баланс, бесконечный колебательный процесс, и нельзя активно нарушать его, даже если нам кажется, что так будет лучше. Устойчивость живой системы – это не прямая линия. Прямая линия – это смерть. Все организмы на Земле хотят быть живыми, в том числе и человек.

Возврат к списку