Алтайский государственный
Дата публикации: 06 марта 2023
Год педагога и наставника: вопросы психодидактики высшего и среднего образования обсудили в АлтГПУ
С 1 по 2 марта в АлтГПУ прошла XII Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Психодидактика высшего и среднего образования».

В конференции приняли участие учителя, преподаватели, руководители образовательных организаций – школ, колледжей, техникумов, вузов, научные работники, аспиранты, докторанты, студенты. Все, чьи научные исследования или практическая деятельность связана с областью современного высшего и среднего образования. География конференции обширна – города Горно-Алтайск, Ульяновск, Челябинск, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Омск, Республики Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан.

Цель конференции – конструктивное обсуждение теоретико-методологических подходов к обучению и усвоению знаний, практических вопросов их реализации и роли психодидактики в развитии высшего и среднего образования.

Участников конференции приветствовал проректор по образовательной деятельности АлтГПУ Сергей Павлович Волохов: «Исток этой конференции - научная школа Александра Николаевича Крутского, нашего преподавателя, профессора, Заслуженного учителя России, чья научная и педагогическая деятельность является символом и воплощением принципов психодидактики. В чем эти принципы? А в том, что предметное знание само по себе ценно, но абсолютно ценным оно становится тогда, когда ученый – производитель этого знания – выступает педагогом, учителем и наставником. Когда он помогает своим воспитанникам, ученикам, студентам овладевать этим знанием».

На пленарном заседании выступил Геннадий Петрович Абрамкин по теме научно-исследовательской работы в институте информационных технологий и физико-математического образования. Оксана Сергеевна Гибельгауз рассмотрела психодидактические технологии обучения. Павел Владимирович Скулов обозначил в своем выступлении роль личности учителя в образовании.

В рамках работы конференции участники обсудили теоретические вопросы психодидактики, проблемы педагогической акмеологии и психодидактики. Ученые и практики рассмотрели методологические подходы психодидактики и взаимосвязь психологии и педагогики в теории и практике обучения и другие вопросы психодидактики.

Формат конференции предполагал широкий обмен методиками и практиками. На базе школы № 103 состоялись открытые уроки учителей. В технопарке АлтГПУ были организованы мастер-классы и интерактивные площадки.

Справочно: 

Александр Николаевич Крутский – доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания физики АлтГПУ, Заслуженный учитель РФ (1994).

Родился в 1937 году в Озинском районе Саратовской области селе Блукис. В 1960 году окончил Балашовский государственный педагогический институт, получив специальность учителя физики и математики. Работал лаборантом, заведующим лабораторией кафедры физики и химии Балашовского военного училища лётчиков.

Отзываясь на призыв Учительской газеты, которая писала о резкой нехватке учителей на Алтае, в 1961 году уехал в Алтайский район Алтайского края и начал свою учительскую деятельность в Айской восьмилетней школе в качестве учителя физики, математики и черчения. Затем работал там же в должности инспектора районо и заведующего методическим кабинетом. Работал учителем физике в школах № 27 и № 000 г. Барнаула. 

Работая в школе, активно занимался дидактическими исследованиями, выполнил научную работу и был приглашен в годичную аспирантуру МГПИ, где в 1982 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Дидактическая структура системного усвоения знаний в средней школе». 

Через год после защиты был приглашен в БГПИ и работал в течение девяти лет на кафедре педагогики, а затем на кафедре методики преподавания физики. Разработал новое научное направление, названное «Психодидактикой», им защищена докторская диссертация «Психодидактика в содержании профессиональной подготовки будущего учителя».

Возврат к списку