Дата публикации: 09 ноября 2019
Преподаватели КБГУ ознакомились с основами суицидологии
30 октября в «Точке кипения» Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова прошел образовательный семинар «Основы суицидологии» в рамках проекта «Услышь меня», реализуемого аналитиком кафедры устойчивого развития вуза, клиническим психологом Алиной Наковой.

30 октября в «Точке кипения» Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова прошел образовательный семинар «Основы суицидологии» в рамках проекта «Услышь меня», реализуемого аналитиком кафедры устойчивого развития вуза, клиническим психологом Алиной Наковой.


С основными понятиями суицидологии и тактикой поведения, направленного на предотвращение суицида у молодежи, ознакомились руководители учебных подразделений, их заместители по воспитательной работе, преподаватели КБГУ.

Алина Накова начала занятие с цитаты Рамиля Алеева: «Самоубийство – это мольба о помощи, которую никто не услышал».

А это значит, что трагедию можно предотвратить,

– добавила психолог.

Далее она рассказала присутствующим о своем проекте «Услышь меня», направленного на профилактику детского и подросткового суицида.

Говоря о причинах возникновения суицидального поведения личности, Алина Накова отметила, что, прежде всего, это отсутствие смысла в жизни, личностно-семейные конфликты, угнетенное состояние психического или физического здоровья, материально-бытовые трудности и т.д.

Чаще всего к суицидальному поведению склонны подростки с неустойчивой психикой, зрелые люди 40–50 лет, у которых так называемый «кризис среднего возраста», и пожилые люди, страдающие от одиночества. Как правило, самоубийства совершаются в теплое время года. И еще, к сожалению, немалую роль в возникновении мыслей о суициде играет наследственность.

На вопрос, почему у ребенка или подростка возникает мысль о смерти, Алина Накова ответила, что причин может быть много. Это и чувство одиночества, брошенности, «никому ненужности», восприятие себя как бремени для родителей и близких, буллинг (умышленная психологическая «травля»), ссора с товарищами, несчастная любовь и т. д.

Что касается признаков суицидального риска, то они, по словам лектора, сводятся к таким факторам, как отстраненное поведение, желание уединиться, повышенный интерес к теме смерти, романтическое отношение к ней, приведение в порядок своих дел, раздаривание друзьям любимых вещей, изменение речи.

Далее опытный психолог рассказала, что может сделать преподаватель, чтобы предотвратить беду. Существует диагностика суицидального поведения подростков. Преимущество методик состоит в простоте проведения и минимальных затратах времени при обработке результатов, и при этом они позволяют достаточно точно выявить индивидуальные особенности, располагающие к суицидальному поведению. Пакет диагностических методик включает в себя опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому возрасту, тест на одиночество Д. Рассела и М. Фергюсона, метод «Незаконченные предложения» в сокращенном варианте, шкала безнадежности Бека. Весь диагностический инструментарий, как заверила Алина Накова, будет разослан по учебным подразделениям вуза. И заинтересованный преподаватель может провести социологическое исследование среди студентов с целью выявления суицидальных настроений в молодежной среде. О результатах своих исследований нужно сообщить психологу, чтобы тот провел работу с ребятами, находящимися в «группе риска».

Также специалист объяснила участникам семинара, как помочь человеку, у которого возникло суицидальное намерение, что такое навыки невербального присоединения, стадия поворота на 180 градусов.

По окончании презентации Алина Накова ответила на ряд вопросов слушателей.

Возврат к списку