Дата публикации: 26 Декабря 2020
О задачах института архитектуры, строительства и дизайна в рамках подготовки к вступлению в ПСАЛ
Врио ректора КБГУ Юрий Альтудов провел в режиме онлайн совещание по вопросам вклада института архитектуры, строительства и дизайна в программу развития университета и подготовку к вступлению в анонсированную Министерством науки и высшего образования РФ программу «Приоритет 2030» (так теперь называется заявленная ранее Программа стратегического академического лидерства (ПСАЛ).
Врио ректора КБГУ Юрий Альтудов провел в режиме онлайн совещание по вопросам вклада института архитектуры, строительства и дизайна в программу развития университета и подготовку к вступлению в анонсированную Министерством науки и высшего образования РФ программу «Приоритет 2030» (так теперь называется заявленная ранее Программа стратегического академического лидерства (ПСАЛ).

О задачах института архитектуры, строительства и дизайна в рамках подготовки к вступлению в ПСАЛ

В целях реализации программы «Приоритет 2030» производится отбор российских образовательных организаций высшего образования для оказания государственной поддержки в целях повышения эффективности системы высшего образования РФ и предоставления им грантов в форме субсидий из федерального бюджета.

Характеризуя современные позиции института архитектуры, строительства и дизайна, директор этого подразделения вуза, завкафедрой строительного производства, д.т.н., профессор Толя Хежев, сообщил о том, что по данным на 1 октября 2020 года в институте обучались 663 студента, из них 483 – по уровню высшего образования, в том числе 60 % – на договорной основе (в следующем году планируется около 75 %). Количество студентов, получающих высшее образование, в следующем учебном году планируется увеличить с 483 до 639 человек. Доля иностранцев, обучающихся, в т.ч. на английском языке, может возрасти с 8 до 10 процентов.

В 2021/2022 году количество бюджетных мест по направлениям подготовки института увеличено Министерством науки и высшего образования РФ по сравнению с 2020 годом на 25. Вместе с тем необходимо отметить, что за последние четыре года по направлениям подготовки «Архитектура» и «Дизайн» не выделено ни одного бюджетного места, по этим направлениям Минобрнауки РФ, как правило, выделяет мало бюджетных мест.

Большинство направлений подготовки в нашем институте относится к категории творческих, единственное техническое направление – Строительство.

В 2021 году будет осуществляться набор по новым направлениям подготовки на договорной основе: 38.03.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура; 08.03.01 Строительство (с включенным английским языком); 54.04.01 Дизайн.

В 2022 году планируется открыть магистратуру по направлению подготовки 07.04.01 Архитектура.

Средний балл ЕГЭ поступающих по направлению «Строительство» планируется повысить за счет выбора абитуриентами одного из двух предметов по выбору – физика или информатика.

Важное значение для повышения среднего балла имеет довузовская подготовка и профориентационная работа, которую осуществляет профильное университетское управление, а также специализирующийся на донном направлении замдиректора института. С целью привлечения абитуриентов преподаватели института ведут обучение в архитектурном классе нальчикской школы № 29, планируется открытие кружков в Академии детского творчества «Солнечный город».

Для привлечения одаренных абитуриентов в институт важное значение имеет открытие творческой мастерской народного художника РФ, академика РАХ, профессора Германа Паштова и подписание между КБГУ и Самаркандским государственным архитектурно-строительным институтом (Узбекистан) меморандума о взаимопонимании для обмена опытом и проведения лекций, обмена преподавателями и студентами. В рамках меморандума в прошлом году были приглашены в КБГУ доценты из СамГАСИ. В настоящее время проводятся мероприятия для прочтения лекций нашими преподавателями для студентов СамГАСИ в онлайне. Ведется совместная работа по открытию студии архитектурно-дизайнерских инновационных проектов для КБР и Узбекистана.

Обмен опытом и преподавателями с другими вузами страны, цикл лекций в режиме онлайн будет осуществляться в следующем учебном году в рамках соглашения, которое КБГУ намерен в ближайшее время подписать с профильными вузами Узбекистана.

Обучение по программам непрерывного образования – в соответствии с задачами нацпроекта «Образование» успешно осуществляет колледж дизайна – уже подготовлено 7 образовательных курсов и программ дополнительного профессионального образования, которое является важным источником получения внебюджетных средств.

В ходе данного совещания, состоявшегося в рамках серии стратегических сессий вуза по подготовке к вступлению в ПСАЛ, Юрий Альтудов напомнил, что программ, разработанная Минобрнауки РФ, представляет собой новую модель поддержки вузов, в ее основе лежат принципы интеграции и кооперации научных и образовательных организаций, а также принципы конкуренции и открытости. Критериями оценки для вхождения вузов в программу являются: количество студентов очной формы, объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, совокупный бюджет университета. Все университеты – участники программы будут получать базовый грант от 100 миллионов рублей в год, а те, кто пройдут второй этап отбора, получат специальную часть гранта, размер которой значительно больше – от 800 миллионов до полутора миллиардов рублей, в зависимости от результатов, достигаемых каждый год. Объем финансирования ПСАЛ достаточно велик: за 2021-2024 годы на нее только из бюджета планируется потратить 196 миллиардов рублей.

Важно, чтобы деятельность вузов, распложенных в различных субъектах РФ, трансформировалась согласно вектору социально-экономического развития того или иного региона. В настоящее время КБГУ занимает 3 место по доле в валовом региональном продукте после сельского хозяйства и торговли. При этом строительство является весьма перспективной отраслью, где есть потребность в применении новых технологий с целью повышения эффективности производственного процесса.

«Руководству института архитектуры, строительства и дизайна, как и другим учебным и научным подразделениям вуза, следует четко определить, каким потенциалом они обладают для внесения существенного вклада в экономику региона, есть ли в портфеле технологии, которые могут стать драйверами регионального развития. В частности – на интенсивно развивающемся рынке строительства, производства стройматериалов, дизайна – в том числе промышленного, на который есть спрос в регионе, но фирмы-заказчики вынуждены обращаться к специалистам в других регионах. Очевидно, что для удовлетворения потребностей реального сектора экономики в знаниях и компетенциях специалистов, которых готовит университет, в новых технологиях по различным отраслям производства необходима «пересборка» деятельности университета», – заключил Юрий Камбулатович.

Тему продолжил директор    офиса трансфера технологий КБГУ Заур Зашакуев, который доложил о результатах проведенной им аналитической работы по оценке соответствия деятельности университета запросам рынка труда и производства.

Перечисляя реализуемые в производственной сфере технологии, разработанные в КБГУ, Т.А. Хежев – обладатель 12 патентов – упомянул о производстве ограждающих изделий, вяжущих материалов, заполнителей, которые прежде поставлялись в различные регионы России, в том числе в Москву.

По мнению и.о. проректора по научно-исследовательской работе КБГУ Светланы Хашировой, сложно найти тех производственников, которые станут рисковать, испытывая новые технологии, поэтому следует предпринять меры по поддержке малых инновационных предприятий университета, с этой целью создать инновационный фонд, который станет финансовой поддержкой МИПам.

Резюмируя высказывания специалистов, Ю.К. Альтудов сказал: «Нам надо соизмерять задачи образовательного, научного и научно-практического характера. Понятно, что мы не можем превратить преподавателей в предпринимателей, классический университет не имеет широкого навыка реализации проектов в реальном производстве, бизнес – не наша работа, но предложить новые технологии и материалы – это наша обязанность. Причем не следует останавливаться на стадии прототипа изделия, получения опытных образцов – надо доводить процесс до конечного продукта, привлекать людей, имеющих опыт, компетенции в данной сфере.

Мы сделаем инжиниринговый центр с хорошим технологическим обеспечением, он станет хорошей базой для подготовки кадров по инженерно-технологическим специальностям. Уверен, что с этой задачей успешно справимся, как справились с обеспечением дистанционного ведения образовательного процесса в период пандемии.

 Всем нам важно понимать место вуза и образования в быстроменяющемся мире, где с каждым днем растет конкуренция на рынке образовательных услуг, производства и сервиса, и обеспечивать должный уровень работы вуза в соответствии с утвержденной программой развития Кабардино-Балкарии до 2040 года.

СПРАВОЧНО

Программа «Приоритет 2030» (Программа стратегического академического лидерства) предполагает реализацию с 2021 года единой программы государственной поддержки не менее 100 образовательных организаций высшего образования РФ.

Правила устанавливают порядок и условия предоставления вузам грантов в форме субсидий из федерального бюджета в целях реализации их программ развития.

Грант на реализацию программ развития вуза состоит из:

Базовой части гранта, предельный размер которой составляет не более 100 млн рублей на один вуз ежегодно. Базовые гранты предоставляются вузам, отобранным конкурсной комиссией, возглавляемой Министром науки и высшего образования Российской Федерации. Базовая часть гранта предоставляется не более 100 вузам.

Специальной части гранта на развитие национальных исследовательских университетов (НИУ), направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Специальной части гранта на развитие национальных опорных университетов (НОУ), ориентированных на социально-экономическое развитие территорий присутствия и (или) научно-технологическое развитие отраслей экономики и социальной сферы в субъектах Российской Федерации.

Общая потребность в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета на реализацию программы в 2021–2024 годах составляет 198,22 млрд рублей, из них гранты на поддержку университетов составляют 196,06 млрд рублей.

Возврат к списку